Амстердам - город на каналах
"Бог создал море, а голландцы - берег" (голландская пословица)
Подобно многим голландским городам, Амстердам возник благодаря осушению территории, большая часть которой находилась ниже уровня моря. Знаменитые городские каналы были прорыты не только для отвода воды, но и в транспортных целях. Даже в современных условиях строительство возможно исключительно при условии, что основание здания покоится на сваях, вбитых в плотный грунт на глубину ок. 20 м
Вода - не только друг, но и потенциальный враг, и каждому, кто пребывает в Амстердаме, постоянно напоминают о зависимости города от этого фактора. Танкеры и пассажирские суда громоздятся у доков и судоверфей, окаймляющих берега залива Эй, а катера и моторные лодки деловито снуют по рекам и каналам, пронизывающим город словно дороги. К берегам каналов пришвартовано более 2600 плавучих домиков (воонботов), в которых постоянно живут некоторые горожане. К ним даже подведены электричество и газ, и они имеют официальный почтовый адрес.
В 13 в. на месте будущего Амстердама появилась маленькая рыбацкая деревушка. Первоначально поселение располагалось на защитных дамбах, возведенных вдоль обоих берегов р.Амстел в ее нижнем течении. Первая дамба была построена на восточном берегу, поэтому ко многим старым названиям в восточной части современного города прилагаются слова Ауде (Oude - старый) или Ауде-Зейдс (Oude Zijds - старая сторона). Затем была сооружена западная дамба, и до сих пор улица, появившаяся позже на ее месте, известна как Ньеувендейк ("новая дамба").
Чтобы воочию убедиться в органичном вплетении каналов в жизнь большого города, посмотрите видеозапись, сделанную "Зеленым Парусом" (320*240, 800 Kb, 8 секунд). Посмотреть...
В 1270, благодаря возведению плотины через р.Амстел, образовалось место для небольшой площади, которая получила название Дам. Сама деревушка впоследствии была названа Амстелледамме, что в переводе означает "плотина на реке Амстел". Приблизительно к этому времени относится первое письменное упоминание данного места.
Амстердам был с обеих сторон ограничен укрепленными каналами, составившими первое звено в концентрической системе водных путей сообщения, которые нарастали вокруг расширявшегося города наподобие годичных колец дерева. Второе кольцо каналов появилось в 15 в., оно ограждало территорию, сложившуюся за первыми городскими стенами. Таким образом, территория города увеличилась на 105 га. Новые каналы, проложенные от Сингела (в то время еще рва, а не канала) на западе до Кловенирсбёрхвала на востоке, образовали вытянутое полукольцо вокруг города, вдоль защитных стен и ворот. Некоторые из них сохранились до сих пор: крепостная башня Схрайерторен (1480), ворота Синт-Антониспорт (1488, перестроены в 1617 в Палату мер и весов, что объясняет ее нынешнее название Ваах - "весы"), и, наконец, фрагмент старых ворот Монкспорт, позднее включенный в основание башни 17 в. Мюнтторен, где некоторое время размещался Нидерландский монетный двор.
<< Искусственные водоемы
Водные ресурсы (оглавление)
|