Речная сеть
Формы деятельности
Что это такое школьная речная сеть Нижегородской области?
- Это 34 группы детей в 21 районе области
- 5 опорных пунктов в разных районах области
- Экологическая организация "Зеленый Парус"
- Детско-юношеская газета "Зеленый Парус"
Зачем это нужно?
- Это воспитание экологической культуры
- Это объединение детей для общего дела
- Это создание системы общественного мониторинга
Как это можно сделать?
- Проведение семинаров для учителей, вожатых, воспитателей, работников природоохранных служб для обмена опытом организации работ
- Проведение единых дней действий в защиту малых рек - серии природоохранных акций на местах
- Проведение экологических лагерей для участников сети
- Проведение кустовых слетов для участников из близлежащих 5-6 районов на одном из природных объектов с природоохранной и исследовательской работой
- Проведение итоговой конференции
Как деятельность в школьной речной сети отражается в душах детей?
Участие детей в издании газеты "Зеленый Парус"
Проведение конкурсов:
- "Мой любимый школьный двор", рисунков и литературных произведений, посвященный природе
- Участие с исследовательскими проектами в олимпиадах и конференциях
Результативность работы сети
- Сеть объединяет 34 постоянных группы в 21 районе, которые взяли под постоянную заботу малые речки, родники, парки и т.п.
- В городах области Арзамас, Дзержинск, Сергач, Лукоянов активной природоохранной работой занимается каждая школа.
- В 1999 и 2000 годах в весенних днях единых действий в защиту малых рек участвовало до 30000 школьников.
Детско-юношеская организация и газета "Зеленый Парус"
Детско-юношеская организация и газета "Зеленый Парус" - представляют собой уникальный по нынешним временам симбиоз: тесное взаимодействие слова и дела.
Газета делается вместе с детьми, участниками всей многообразной работы организации, и для детей Нижнего Новгорода и области. Осуществляет многогранную работу по формированию у ребят, членов организации и читателей, дружественного природе мировоззрения, обучению детей инициированию и реализации гражданских инициатив, конструктивному взаимодействию с властями в природоохранном деле.
Газета тиражирует опыт экологической организации, собирает и распространяет инициативы и дела других групп из разных уголков области, осуществляет информационное обеспечение всей природоохранной деятельности школьников в Нижегородской области, занимается нравственным воспитанием подростков.
Члены детско-юношеской экологической организации "Зеленый Парус" в течение 9 лет проводят практическую работу по очистке водоемов в населенных пунктах Нижегородской области. Активная работа по очистке водоемов сопровождается приобщением детей к исследовательской деятельности по оценке качества воды и окружающей среды, широкой образовательной программой в рамках Школы экологической культуры, использующей современные достижения информационных технологий. Дети в процессе этой деятельности не только способствуют вместе со взрослыми конкретному улучшению состояния окружающей среды, но и получают многие полезные навыки и опыт для дальнейшей социальной адаптации. Они занимаются активной пропагандистской деятельностью, участвуя в издании и распространении собственной газеты, различных буклетов, плакатов и листовок природоохранного содержания. Наряду с работами по очистке водоемов для детей организуются различные мероприятия экологически ориентированного отдыха: походы, экологические лагеря, слеты в экологически чистых районах области.
Суть движения чистильщиков рек состоит не в том, чтобы переложить работу по очистке водоемов на плечи детей, а в том, чтобы сформировать у них активное отношение к экологическим проблемам, воспитать в них понимание возможности и необходимости очистить родную речку и в будущем не допускать ее загрязнения. Через детей это отношение передается на старшие поколения, и осуществляется давление на власти и специализированные природоохранные структуры.
На наш взгляд, работа в рамках проекта "Школьная речная сеть" имеет большое значение и в смысле социальной адаптации детей и молодежи:
К детям приходит понимание того, что от каждого из них и от всех вместе что-то в этой жизни зависит. Дети видят положительный пример того, что пусть даже на короткое время, берег реки, озера, участок леса или парка становится чистым.
В процессе работ в сети дети осваивают много полезных навыков, расширяют кругозор, в их души входит родная река, озеро, родник, пруд.
Дети получают опыт общения с властями и средствами массовой информации.
Работа в сети экологических групп, совместная работа способствует более глубокому осознанию экологических проблем и формирует чувство коллективной ответственности за состояние окружающей природы, восполняет в душах детей потребность в положительном общении.
|